Река Колорадо одна из самых бурных в мире, по каньонам реки Колорадо протекает воды в два раза больше чем на Ниагарском водопаде. Френк Кроу планирует обуздать эту силу. Он давно мечтает построить самую большую в мире дамбу. Он также имеет опыт строительства шести дамб с затратами меньше запланированных. Этим грандиозным сооружением и достопримечательностью США, которое показало величие и трудолюбие Америки, стала Дамба Гувера.
По традиции дамба расположенная в Черном каньоне между Невадой и Аризоной, получила название в честь Президента США, при котором было начато строительство. Но Герберт Кларк Гувер был не только президентом, который начал полномасштабное финансирование строительства, но и человеком, который в 1922 году участвовал в комиссии по разработке Соглашения Колорадо, которая должна была распределить доступ штатов к водным ресурсам.
Вода и гидроэлектростанции изменят весь юго-запад США. 4 марта 1931 года, федеральное правительство дает добро на строительство Дамбы Гувера. Гуверская дамба стала метафорой еще до начала строительства. Главный редактор журнала Популярная механика Джеймс Мигс, отмечает, что "люди видели в ней символ величия Америки, таланта, упорства и трудолюбия, готовности изменить мир вокруг нас".
Строительство Дамбы Гувера будет стоить почти миллиард долларов в пересчете на современные деньги США. Френку Кроу власти пообещали 2,5 % от дохода дамбы, если он выполнит работу быстро. По предварительным расчётам стройка должна занять шесть лет, но Френк утверждал, что сможет уложиться и в четыре года. Он сдержал свое слово американца и строительство было закончено в 1936 году.
На эту крупнейшую в Америке стройку приезжают 42 тысячи человек. Френк Кроу отбирает 5 тысяч рабочих, которые обещают трудиться упорнее и быстрее других. Здесь требовались самые выносливые. Ради работы мужчины были готовы идти на всё. Бывший вице-председатель совета директоров Дженерал Моторс Боб Лутс отмечает, что "в США принято преодолевать трудности. Так сложилось, что в течении нескольких веков, США сталкивались с тяготами и бедами, но выходили из них победителями. Начнем с того, что люди Америки освоили весь это континент. Проложили железную дорогу, оснастили города с современными инженерными сооружениями. Построили Дамбу Гувера. Сделать всё это было не просто".
В проекте было два этапа. Во-первых, сначала нужно было развернуть реку так, что бы она входило в место строительства, затем нужно было установить огромную стену.
Чтобы изменить русло реки Колорадо в проходящих рядом скалах, прорубили четыре огромных тоннеля общей длиной пять километров. Ширина у каждого тоннеля такая же как у четырехполосного шоссе, а высота как у пятиэтажного здания. Каждую секунду через тоннель может протекать 5,5 миллионов литров воды.
Дамба Гувера стала символом и достопримечательностью США. Если на прежних стройках Френк Кроу просто торопился, то на Дамбе Гувера напряжение удвоилось. Время и деньги ограничены. Тоннели можно копать только тогда, когда уровень воды в реке Колорадо низкий, т.е. всего четыре месяца в году. Кроме того, за каждый день просрочки Кроу должен заплатить 3 тыс. долларов штрафа.
Время шло, Френк смело применяет на объекте новые переносные буровые установки. На самосвалы погружали горы камней, высотой с четырехэтажный дом. В тоннелях 24 часа в сутки трудились бригады в составе 30 человек. Они продвигались вперед в 10 раз быстрее чем обычно. Иногда температура в тоннеле поднималась до 60-ти градусов по Цельсию, но Френк продолжает работать не покладая рук.
Бригады соревнуются между собой. Кто пробурлит больше метров горы за день. Бурильшики отмечали: "Неважно, что именно мы делали, главное было обойти другую бригаду". Грузовики постоянно дымили, вредные примеси скапливались в тоннеле, попадали в легкие и кровь рабочих. Сотни человек травились угарным газом.
У Кроу было всего одно правило - "К черту оправдания, мне нужны результаты!". Стремление получит быстрый результат будет иметь смертельные последствия. Рабочие боятся потерять работу, но в спешке совершают ошибки. Начинают очищать тоннель, до того как начались взрывные работы. Им приходилось применять динамит. Были случаи, когда из-за спешки произошел взрыв, в то время когда рабочие расчищали завалы. По сообщениям компании тогда погибло 96 человек.
Не смотря на всё, тоннели были готовы на 11 месяцев раньше установленного срока. Но, они были лишь началом строительства Дамбы Гувера. Основной этап был ещё впереди.
Рабочие должны были возвести самое большое бетонное сооружение на Земле. Френк торопился. Это был крупнейший инженерный проект США. Он жестко требует результатов, из-за чего бригады работаю днем и ночью.
Второй этап начался 6 июня 1933 года, когда была начата заливка бетона. В каньоне вырастает море бетона шириной с два футбольных поля. Пять тысяч человек, 50 тыс. инструментов. Френк Кроу жестко требует результатов, бригады работают днем и ночью. Для 30-х годов этот проект был столь же грандиозен, как в свое время, полет человека на Луну. Строителям понадобилось почти шесть миллионов тонн бетона. Этого хватило бы, чтоб опоясать весь земной шар тротуаром шириной в один метр.
Но, как заливать бетон в нужное место на большой высоте? Френк Кроу разработал самую сложную систему тросов в мире, а также огромные бочки с открывающимся днищем. Бетон выливали в формы там где это было необходимо.
Бетон изобрели римляне еще две тысячи лет назад, но Дамб Гувера была первая крупная дамба в истории полностью состоящая из бетона. Сегодня практически все дамбы делают из бетона. Этот податливый и крепкий материал, самый популярный в мире, в любом строительстве.
Френка Кроу поджимают сроки, но у него возникла большая проблема. Высыхающий бетон создавал жар. Если бы Дамбу Гувера создавали одним сплошным потоком, в процессе можно было бы выпекать по пол миллиона буханок каждый день в течении трех лет. Более того, для того чтобы бетон полностью высох и затвердел, понадобилось бы 125 лет. У строителей Дамбы Гувера не было на этого времени. Как говорит Браян Виллиамс, "американцы в очередной раз вспомнили, кто они такие и напористо трудились, чтобы вырваться из Великой депресии".
Секрет охлаждения бетона, скрывался в самой Дамбе Гувера, в ней было проложено 937 километров труб диаметром 2,5 сантиметров, по которым струилась вода из реки Колорадо. Джеймс Мигс, редактор издания Популярная механика говорит, что "ничего подобного никогда не было. Эти трубы и сегодня находятся внутри Дамбы Гувера".
Френк Кроу не зря получил свое прозвище Торопыги. Гуверская дамба была построена 30 сентября 1935 года, на два года раньше срока. Френк Кроу получает премию равную 4 млн. долларов в пересчете на современные деньги. В высоту Дамба Гувера получила 221,4 метра, в ширину 200 метров у основы и 15 метров в верху, в длину дамба составляет 379,2 метров. Том Брокоу из NBC News отметил, что "американские рабочие, построили нечто по настоящему монументальное и сложное. Дамба Гувера стала потрясающим сооружением. Думаю глядя на неё многие поняли, всё возможно".
Дамба Гувера является крупнейшей гидроэлектростанцией в мире. Каждый из 17 генераторов весит больше четырех авиалайнеров. Дамба обеспечивает электроэнергией 750 тыс. человек в таких городах как Лос-Анджелес. Возле дамбы образовалось озеро площадью 639 кв.километров. Это крупнейшее водохранилище США позволяет штату Калифорния производить больше продуктов питания для жителей США, чем любой другой штат.
Электричество вырабатываемое ГЭС в Дамбе Гувера распределяется следующим образом: Штат Невада получает 18,95 процента, Лос-Анджелес - 15,42 процента, штат Невада - 25,14 процента и Калифорния 40,49 процента.
Гуверская дамба и рождение Лас-Вегаса. Благодаря рабочим Дамбы Гувера развивается кое-что еще. Небольшой городок расположенный в 50-ти километрах, куда они ездят выпить и поиграть на рулетке. Он называется Лас-Вегас.
В 1930 году в Лас-Вегасе жило всего 5 тыс. человек, потом приехали рабочие, потом туристы. Это подтолкнуло к развитию игорного бизнеса и теперь в Лас-Вегас ежегодно приезжают более 37 млн. человек.
Дамба Гувера была построена более 80 лет назад, но она по прежнему производит электричество для штатов Невада, Аризона и Калифорния. Прожектор установленный на одном из отелей Лас-Вегаса не имеет аналогов в мире. Его мощность составляет 40 млрд. свечей. Вы можете находиться в космосе на расстоянии 16 километров и читать при его свете газету.
До терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года по Дамбе Гувера проходила автотранспортное движение. После трагических событий для США, проезд по Дамбе был строго ограничен и редко кто решается пройти процедуру полного досмотра транспортного средства, чтобы проехать на Дамбу.