Договоренность об обмене послами между Кубой и США - еще одно символическое событие, исторический шаг. Но это лишь первая веха в начале долго пути, считает обозреватель DW Ута Тоферн.
Флагштоки уже наготове - как в Вашингтоне, так и в Гавани. Когда флаги поднимутся, обоим президентам - бараку Обаме и Кастро - гарантированно будут хлопать в ладоши, ведь восстановление дипломатических отношений после более 50-ти лет затишья в мире преимущественно приветствуют. Очередной анахронизм уходит в прошлое.
Обаме следует преодолеть сопротивление
Но это лишь первый шаг в начале долгого, сложного пути с многочисленными препятствиями. Об этом свидетельствует и то, что американскому президенту, в отличие от кубинского коллеги, нужно согласовывать каждую трату с Конгрессом, в котором часто возникают споры. Символично, что самый могущественный человек мира вынужден был дождаться разрешения от парламента даже на проведение ремонта посольства. Кроме того, ему пришлось ждать 40 дней на согласие Конгресса исключить Кубу из списка стран-спонсоров терроризма. Только после этого процесс мог продвигаться дальше. Обама не сможет назначить посла, кандидатуру которого бы не поддержал парламент. И, что немаловажно, экономическое эмбарго против Кубы будет снято только после того, как партии достигнут компромисса по всем спорным вопросам.
Демократия - изматывающее дело. Авторитарные политические лидеры в мире часто пренебрежительно воспринимают длительные дискуссии в поисках компромиссов, сложные процессы согласования решений и механизмы контроля. Нередко в их глазах это выглядит лицемерием или слабостью. Чем меньше убедительных аргументов, тем больше они стремятся продемонстрировать свою силу и показать себя победителем. Как следствие, некоторые страны Латинской Америки с недоверием наблюдают за сближением Кубы и США и по-своему интерпретируют этот процесс. Там говорят о победе кубинской революции и поражение американского империализма.
Лівопопулістським правительствам стран региона, от Венесуэлы до Аргентины и от Никарагуа до Эквадора, прибавилось головной боли, ведь новый ход американской политики ставит под сомнение добросовестно выстроенный "образ врага". Сближение с Кубой очень положительно повлияло на имидж Соединенных штатов, изменило политический климат на континенте, дало новое значение Организации Американских Государств, а Вашингтон - новый шанс. Впрочем, политические решения Кубы следует воспринимать с учетом ее экономических проблем, которые в очередной раз обострились после кризиса в Венесуэле.
Без изменения системы на Кубе
Правительство Кубы неслучайно усилил репрессии против оппозиции. Еще никогда не происходило столько произвольных арестов, как за прошедшие недели и месяцы. Сигнал очевиден: Куба, восстанавливая отношения с США, преследует одну-единственную цель - получить доступ к валютным рынкам. Об изменении политической системы речь не идет.
Скептики в американском Конгрессе, в кубинской оппозиции и изгнании правы: сближение Кубы с США нельзя назвать победой демократии. Но с открытием посольств появляется больше возможностей для непосредственного общения между странами и ее гражданами. Появляются шансы построить диалог. Демократии не нужны театральные победы.