Об этом говорит Отчет внепартийного бюджетного управления Конгресса (CBO) выпущенный после огромного увеличения дефицита в этом году, когда правительство США по инициативе Трампа попыталось ограничить распространение коронавируса.
Впервые со времен Второй мировой войны долг правительства США к концу этого года будет примерно равен размеру всей американской экономики , сообщило в среду внепартийное бюджетное управление Конгресса.
Быстрое изменение в значительной степени связано с резким увеличением новых расходов, санкционированных правительством, когда оно пыталось контролировать экономические последствия пандемии коронавируса.
По данным CBO, к концу 2020 года сумма долга США составит 98 процентов валового внутреннего продукта страны. Это больше, чем 79 процентов в прошлом году. Общий государственный долг в следующем году превысит размер экономики США, сообщила CBO.
Этот рост подпитывается резким скачком годового дефицита государственного бюджета, который, по прогнозам, вырастет до 3,3 триллиона долларов к концу этого финансового года, что более чем втрое превышает его уровень в 2019 году. Недавнее снижение налогов и увеличение расходов, как реакция правительства на пандемию резко увеличила этот разрыв.
Правительство обычно тратит более 4 триллионов долларов в год на программы и услуги, но Конгресс утвердил более 3 триллионов долларов на чрезвычайное финансирование с марта для борьбы со вспышкой болезни и последующим экономическим спадом. Это включало сотни миллиардов долларов помощи предприятиям и безработным.
Во время администрации Обамы многие республиканцы агрессивно проводили кампании по обещаниям сократить или даже ликвидировать бюджетный дефицит, но президент Трамп мало интересовался таким подходом с момента вступления в должность в 2017 году. Перед пандемией коронавируса он сказал помощникам, что будет искать как решить проблему бюджетного дефицита во второй срок в случае избрания, но в последние месяцы он лишь способствовал увеличению расходов и сокращению налогов.
Растущий дефицит уже повлиял на текущие переговоры о том, утверждать ли дополнительные расходы на стимулирование экономики. Многие члены Конгресса-республиканцы и некоторые официальные лица Белого дома отказались от идеи одобрить еще 2 триллиона долларов на борьбу со слабой экономикой, хотя демократы заявили, что такая помощь необходима, чтобы помочь безработным, городам и штатам.
Дефицит еще не превратился в серьезную проблему на президентских выборах 2020 года. Однако этот дисбаланс, вероятно, станет основным фактором в дебатах о надлежащем размере бюджета правительства в следующем году, поскольку политики пытаются сбалансировать растущий дефицит с поддержанием экономического восстановления. Дефицит может продолжать расти, если Конгресс одобрит еще один раунд чрезвычайных расходов, таких как отправка новых стимулирующих чеков домохозяйствам.
Немногие эксперты считают, что Конгресс, скорее всего, сделает что-нибудь для сокращения дефицита в краткосрочной перспективе, особенно пока безработица остается около 10 процентов. Процентные ставки в настоящее время низкие, поэтому заимствования федерального правительства обходятся дешевле. А инфляция - одна из основных проблем, вызывающих обеспокоенность в связи с увеличением дефицита бюджета - в значительной степени остается под контролем.
«В будущем будет трудно сократить эти расходы, и мы собираемся войти в долгую полосу дефицита, намного превышающего средние исторические показатели», - сказал Г. Уильям Хогланд, старший вице-президент Центра двухпартийной политики и бывший директор бюджетного комитета Сената. «Но с точки зрения национальной политики дефицит не вызывал беспокойства до пандемии и не будет после».
Ожидается, что годовой дефицит федерального бюджета в 2020 году составит примерно 16 процентов от ВВП страны, что будет самой большой суммой с 1945 года. Политики часто пытались снизить дефицит ниже 3 процентов, хотя республиканцы в прошлом заявляли, что они это сделают, т.к. стремятся полностью устранить дефицит за счет сокращения расходов.
Поскольку пандемия коронавируса поразила экономику США в начале этого года, налоговые поступления упали, поскольку деловая активность замедлилась, и многие американцы потеряли работу. Пытаясь оказать финансовую помощь домохозяйствам и предприятиям, администрация Трампа и Конгресс отложили выплату многочисленных налоговых обязательств. По прогнозам CBO, подоходный налог с физических лиц упал примерно на 200 миллиардов долларов, а подоходный налог с предприятий упал примерно на 80 миллиардов долларов.
Наибольшее изменение произошло со стороны расходов. Правительство США намерено потратить примерно 6,6 триллиона долларов в финансовом году, который завершится в конце этого месяца, что примерно на 2,2 триллиона долларов больше, чем годом ранее, сообщило CBO. Самые большие новые обязательства по расходам были связаны с Законом о заботах, одобренным Конгрессом в марте, который направил более 500 миллиардов долларов на Программу защиты зарплаты, нацеленную на малый бизнес, а также сотни миллиардов долларов на компенсацию по безработице и стимулирующие выплаты в размере 1200 долларов десяткам миллионов американских домохозяйств.
Некоторые эксперты считают прогнозируемый рост государственного долга поводом для беспокойства, хотя многие другие считают, что Конгресс должен по-прежнему сосредоточить внимание на предотвращении рецессии или длительного экономического спада.
Исторически низкие процентные ставки, являющиеся результатом чрезвычайных интервенций Федеральной резервной системы, могут помочь замаскировать стоимость резкого роста расходов. Скачок процентных ставок в течение следующего десятилетия может привести к резкому увеличению дефицита и затруднить контроль над федеральными расходами, сказал Брайан Ридл, эксперт по бюджету из склоняющегося к либертарианству Манхэттенского института.
«Хотя Конгресс должен сосредоточиться на борьбе с пандемией и рецессией, прогнозируемое удвоение государственного долга до 2030 года должно напугать налогоплательщиков», - сказал Ридл.
Другие экономические эксперты подчеркивают, что законодатели должны по-прежнему сосредоточить внимание на борьбе с безработицей и обеспечении того, чтобы американцы могли позволить себе есть. Представители Белого дома, такие как министр финансов Стивен Мнучин, заявили, что США должны воспользоваться низкими процентными ставками, которые удешевляют федеральные расходы. Несмотря на резкое увеличение расходов, в отчете CBO не было обнаружено практически никаких изменений о влиянии 10-летнего дефицита, поскольку низкие процентные ставки снижают стоимость новых расходов.
«Цифры, которые меня больше беспокоят, - это количество семей, неспособных платить за квартиру или накрывать на стол, и Конгресс должен работать над сокращением этого количества, а не дефицита», - сказала Элизабет Панкотти, экономический эксперт опираясь на группу «Нанимай Американцев».
За исключением короткого периода 20 лет назад, правительство США обычно тратит больше денег, чем получает через доходы. Этот разрыв между расходами и налоговыми поступлениями называется дефицитом бюджета. Чтобы тратить больше денег, чем собирает, министерство финансов наращивает государственный долг.
Неясно, планирует ли какая-либо из сторон серьезный толчок для сокращения дефицита. В 2017 году Республиканская партия одобрила снижение налогов, которое в течение следующего десятилетия будет стоить более 2 триллионов долларов. Республиканцы также согласились выделить более 3 триллионов долларов на борьбу с пандемией в начале этого года, когда экономические последствия пандемии казались наиболее серьезными.
Общий государственный долг США сейчас превышает 20 триллионов долларов. По прогнозам CBO, к концу десятилетия это число превысит 33 триллиона долларов.
В 2013 году, когда федеральный долг был существенно ниже, Трамп написал в Твиттере: «Обама - самый расточительный спонсор дефицита и долга в истории нашей страны». Вице-президент Майк Пенс и другие официальные лица администрации Трампа раскритиковали уровень долга при демократической администрации.
После принятия Закона о заботах в марте республиканцы в Конгрессе снова выразили обеспокоенность по поводу обязательств страны по расходам. Опасения консервативных законодателей осложнили усилия лидера сенатского большинства Митча МакКоннелла (республиканец от штата Кентукки) по объединению своей партии вокруг дополнительного пакета стимулов, несмотря на двухпартийное соглашение и поддержку Белого дома другого законопроекта. Ожидается, что он предложит новый пакет расходов, который составит менее 1 триллиона долларов, что существенно меньше того, что требовали демократы.
Фискальные приоритеты демократов в следующем году менее ясны. Во время президентских праймериз от Демократической партии вице-президент Джо Байден призвал выделить триллионы долларов на новые расходы, но изложил планы по оплате предлагаемого им расширения правительства за счет нового повышения налогов.
В ходе предвыборной речи в среду Байден сказал, что одна из причин тупика в Вашингтоне заключается в том, что ряд республиканцев в Конгрессе не одобрят новую политику, которая может увеличить уровни государственных заимствований.
«Причина, по которой они не могут что-либо сделать в республиканском Конгрессе, состоит в том, что 20 членов Сената США говорят, что ни при каких обстоятельствах они не увеличат дефицит вообще», - сказал Байден. Он саркастически добавил: «Что ж, это прекрасно».
Стоит напомнить, что дефицит бюджета США вырос до 2,81 триллиона долларов за первые 10 месяцев бюджетного года, превысив любые зарегистрированные показатели, заявило министерство финансов в среду, 12 августа 2020 г.