Эффективные боевые действия не могут обеспечиваться только авиаударами с воздуха и моря. Для наземных операций очень важным является захват стратегических точек противника, незаметная и оперативная высадка десанта на территорию противника. В реализации этих мер армии США помогают, созданные передовыми исследовательскими институтами, гибриды самолета и вертолета - конвертопланы Bell V-22 Osprey (Оспри).
Это чудо военной инженерной мысли, впервые совершившее полет в 1989 г., было разработано совместными усилиями военно-промышленных компаний Boeing и Bell, и представлено в 2007 г. для эксплуатации. Стоимость конвертоплана Оспри составляет от 60 до 100 млн. долларов США за каждую единицу в зависимости от модификации. Предшественником Osprey был конвертоплан Bell XV-15, первый тестовый полет которого совершен еще 1977 году.
Оспри (Osprey) можно по праву считать одной из самых уникальных и универсальных машин в транспортной авиации. Инженерами были объединены два разных летательных аппарата в одну гибридную машину. Конвертоплан Bell V-22 Osprey способен работать и как вертолет и как самолет.
Использование его в качестве самолета и вертолета позволяет Вооруженным силам США работать в различных сложных условиях. Машина позволяет и взлетать приземляться как вертолет на небольшом клочке земли, взлетев из режима вертолета (скорость 185 км/ч) можно перейти в режим самолёта и достигать скорости 565 км/ч и высоты 7600 метров. В критических ситуациях конвертопланы Bell V-22 Osprey позволяют летать еще быстрее и выше стандартных заводских характеристик.
Основными видами войск, которые активно используют Оспри является Корпус Морской пехоты (около 120 единиц) и военно-воздушные силы США (около 25 единиц).
Благодаря вертикальном взлёту и посадке Osprey может приземляться на любой горизонтальной поверхности. Это даёт армии США доставить груз или персонал в любую точку, что было не возможно на машинах предыдущих поколений.
Вооруженные силы США получили возможность, благодаря Оспри, быстро долететь до зоны боевых действий в Афганистане или Ираке и доставить подкрепление, эвакуировать солдат или помощь практически в любою точку. На борту Оспри в версии для Корпуса морской пехоты вмещается 24 пехотинца со всем необходимым, не считая 3 членов экипажа (экипаж в 4 человека необходим для версии противолодочной борьбы).
Любой, оказавшийся внутри Bell V-22 Osprey, может ощутить мощь этой машины при взлёте. Каждый двигатель марки Rolls-Royce T406 работает на мощности 2800 лошадиных сил. Двигатели располагаются на концах крыльев в специальных камерах, которые также могут вращаться на 98 градусов. Мощные двигатели обеспечивают вращение винтов с тремя лопастями.
Отказ одного из двигателей Osprey, благодаря синхронизирующему валу позволяет поддерживать работу обоих винтов с одинаковой скоростью.
Корпус Bell V-22 Osprey выполнен согласно вызовам XXI века и содержит композитных материалов (углепластик и стеклопластик) до 70 процентов массы Оспри, что обеспечивает малозаметность для радаров противника и меньший вес.
Длинные взлетные полосы больше не нужны или в них нет критической необходимости. Значительное роль в этом сыграли универсальные летающие машины. К примеру, такие небольшие корабли как Нью-Йорк могут нести высокотехнологиный воздушный транспорт, в том числе Osprey, что позволяет армии США оперативно решать любую возникающую задачу. Обладая таким средством, США имеют возможность быстро перемещать морскую пехоту в Афганистане и Ираке в нужную сложную зону.
Грузоподъемность и скорость Osprey это настоящая техническая революция. США могут более эффективно и оперативно участвовать в гуманитарных операциях, доставлять питание, воду и всё что необходимо. Это подтверждает участие США в гуманитарных миссиях на Гаити и в Пакистане.
Большинство других самолетов участвующих в гуманитарных миссиях не могли быстро взлетать, поскольку взлетная полоса была занята. США могли позволить себе не обращать на это внимание и благодаря Bell V-22 Osprey смогли наладить непрерывный процесс погрузки и разгрузки грузов и персонала.
Bell V-22 Osprey налетали более 50 тысяч часов за последние два года. Эксклюзивное обладание конвертопланом Osprey, дает США уникальные возможности, которых нет у других государств. Эта машина перевозит морскую пехоту, обеспечивает доставку грузов там, где ни одни другой самоле не справился бы.
На сегодня серия Osprey V-22 имеет несколько модификаций для проведения поисково-спасательных операций (HV-22), для перевозки морского десанта (MV-22) и для противолодочной борьбы (SV-22).
На данный момент известно про шесть случает катастрофы с участием конвертоплана Bell V-22 Osprey. В 2010 г. в Афганистане из-за технической неисправности разбился один Оспри, погибли 4 человека; в 2012 г. во время учений на территории Марокко потерпел крушение один Оспри с морской пехотой на борту, погибло 2 человека; в этом же году во Флориде во время тренировочного полета потерпел крушение еще один Оспри, никто не пострадал; в 2013 году две единицы сгорели на месте посадки из-за возгорание корпуса, машины были полностью уничтожены; последний известный случай произошел в 2015 г. на Гавайях, во время учений Osprey разбился, один член экипажа погиб.
Ранее мы писали, что ВМС США принимают на вворужение первый инновационный беспилотник Fire Scout