Сегодня бомбардировщики выполняют важные тактические задачи, такие как авиаподдержка (Air Support Close), благодаря высокоточным боеприпасам и датчикам, бомбардировщики могут быть использованы, как средства доставки технологичного высокоточного оружия к своим целям.
Главными средствами нанесения ракетно-бомбовых ударов США считаются B-52 Stratofortress, B-1B и B-2 Spirit, однако новые вызовы времени и наращивание технологичного вооружения у соперников США, заставляют разрабатывать новые, более быстрые, менее заметные и затратные средства нанесения ударов с воздуха.
В целом, не смотря на количественные показатели, качественное состояние ВВС США, трудно назвать совершенным. Основные бомбардировщики имеют устаревшее оборудование и были произведены более 50 лет тому (B-52), были произведены в малом количестве (B-2 Spirit). Америке срочно требуется воздушная боевая единица, которая будет отвечать вызовам 21 века - автономность, искусственный интеллект, малозаметность, взаимодействие со всеми родами войск на боле боя. Такой боевой единицей должен стать бомбардировщик B-3.
B-2 Spirit
Однако история создания B-3 такая же неоднозначная, как поведение США в мире, в котором они остались единственной сверхдержавой.
Создание бомбардировщиков на основе технологии Стелс, по схеме летающее крыло было начато еще в 1970-х годах для противостояния угрозе со стороны СССР. Однако после краха СССР и окончания Холодной войны, США как победителю больше не потребовались сотни дорогих бомбардировщиков. Америка остановилась на 21-м сверхсовременном и сверхдорогом (2,2 млрд.долл. за единицу) бомбардировщике B-2 Spirit.
Критическая дороговизна и вызовы современности заставили Пентагон задуматься о новом самолете, подобном B-2 Spirit, но менее дорогом и более оснащенном. Так была начата программа 2018 Bomber, в основу которой легла концепция B-3. Перед прототипом ставились следующие задачи:
- возможность многочасового дежурства в зоне боевых действий до ожидания приказа;
- большая, чем у B-2 дальность полета;
- возможность доставки управляемого и неуправляемого оружия, а том числе ядерного;
- малозаметность со средним взлетным весом;
- стоимость до 550 млн. долл. США.
В результате постоянного обновления требований к возможностям нового бомбардировщика, главные военно-промышленные компании США в сфере авиации, которые в 2008 году создали промышленный альянс - Boeing-Lockheed либо Northrop Grumman, заявили о невозможности закончить освоение программы к 2018 году. Поэтому была создана новая программа под названием NGB (Next-Generation Bomber), которая уже не опирается на конкретные сроки. В 2010 году программа NGB также была закрыта, а все наработки должны сосредоточиться в рамках разработки ударных самолетов дальнего действия. Новая программа была названа как Long Range Strike Bomber (LRS-B), под которую было зарезервировано 40-50 миллиардов долларов, включая разработку и строительство тестовых машин.
В недавнем времени в США произошла инверсия стратегического и тактического назначения бомбардировщиков, согласно которой небольшие группы самолета могут обеспечить стратегические эффекты, проводя миссии, которые обычно описывались как тактические миссии.
Как и любой новый «дальний бомбардировщик» (Long Range Strike Bomber, LRS-B) — B-3 родился в период, когда тактическое и стратегическое планирование было подвергнуто пересмотру, в связи с отсутствием реальной военной силы способной противостоять военной мощи США.
Новый бомбардировщик, после сокращения финансирования, не собирается быть очередным технологическим скачком вперед, поскольку будет зависеть главным образом от технологий применяемых в существующих B-2 Spirit, которые будут коренным образом усовершенствованы на основе боевого опыта полученного этими машинами. Что касается внешних отличий, то они будут незначительны. Однако, как отмечает подполковник ВМС США Берке, командир эскадрильи F-35B, "бомбардировщик B-3 будет отличаться от B-2 Spirit, как конвертоплан V-22 Osprey отличается от вертолета CH-46".
«Дальний бомбардировщик» B-3, который будет построен либо командой Boeing-Lockheed либо Northrop Grumman, войдет состав ВВС США в разгар революции в воздушном бою. Морские и наземные операции в настоящее время неразрывно переплетаются с воздушной мощью, так что это военно-воздушные сил являются крайне востребованы при проведении военных операций в XXI веке.
В 2013 году Пентагон заявил, что новый бомбардировщик должен быть готовым к использованию к началу 2025 года. Согласно информации имеющейся в наличие, будут проектироваться две версии B-3, пилотируемая машина и беспилотная версия. В последующем планируется расширить версии до стелс-самолета разведчика, постановщика помех и воздушного командного центра. Конструкция B-3 будет выполнена по ранее заявленной схеме "летающее крыло" без хвоста, это снизит заметность для радаров противника и увеличит подъёмную силу. Дальность перелета должна составлять около 9 тысяч километров с полезной нагрузкой не превышающей 12 тонн.
Почти все остальные сведения об облике и технологиях самолета проекта B-3 засекречены.
Вместе с обновлением воздушного флота США самолетами F-35, компании производящие наступательно-оборонительное вооружение продолжают разрабатывать и создавать для США и союзников, новые инструменты преобладания против всесторонних глобальных угроз, среди которых и дальние бомбардировщики B-3.
Современные машины, такие как F-35, B-2 Spirit могут поддерживать функционирование общей информационной сети (LINK 16) где, отдельный самолет может работать в качестве единого целого механизма, способного поражать цели или защищать одновременно. Это обеспечивается тем, что мы окрестили эволюцией C5ISR (Command, Control, Communications, Computers, Combat Systems, Intelligence, Surveillance, and Reconnaissance).
Бомбардировщик В-3 должен не просто доставлять больше боеприпасов на большее расстояние, чтобы выполнять стратегические задачи, которые будут важными элементами базовой платформы B-3, как и обладать усовершенствованной системой Стелс, чтобы обеспечивать более низкую наблюдаемость. Он должен будет как минимум:
- быть способен опираясь на датчики информационной системы Link 16 обеспечиваемой флотом F-35, беспилотными системами, системами американский союзников;
- он должен будет иметь информационную систему C2 которая будет помогать получать и предоставлять специализированную информацию о выполнении, изменении или отмены военной миссии;
- он должен быть в состоянии обеспечить управленческие возможности сражения для более быстрого передового развёртывания или применения на малых дистанциях;
- B-3 должен будет получить возможность не просто управлять оружием, которое он имеет на борту, но и иметь возможность работать и управлять отдельными видами вооружения в области применения:
- B-3 должен стать не только средством доставки ядерного арсенала США, но и сдерживающим активом, который в состоянии синхронно работать с боевыми военно-воздушными силами, чтобы нанести своевременные и эффективные удары против нестабильных ядерных государств, таких как Северная Корея, прежде чем они смогут использовать свои ракеты и оружие против США и союзников;
- управление B-3 должно осуществляться как в пилотируемом режиме, так и в режиме автономной (беспилотной) машины.
Как центральная сила воздушных боевых мероприятий, бомбардировщик B-3 может гарантировать, что у Соединенных Штатов имеется преобладание над китайцами в 21-м веке. Бомбардировщик, который будет действовать как менеджер сражения, обеспечивает новый вид присутствия, который позволяет координированно работать с американскими союзниками во время выполнения боевых миссий за пределами США.
В центре формирования в оборонительно-наступательный мероприятий на основе B-3 находится то, что можно было бы назвать S3Revolution (sensors, stealth, speed). Датчики, технология стелс и скорость позволяют проводить воздушные мероприятия, обнаруживать, уничтожать и эффективно реагировать на многочисленные угрозы, которые могут угрожать США и союзникам.
Однако проект LRS-B, сегодня, рассматривается согласно Стратегия третьей компенсации как переходной этап в создании современного и передового самолета. Разработка, следующего за B-3 поколения самолетов, закреплена в программе 2037 Bomber, которая автоматически будет начата с 2020 года. В рамках этой программы планируется заменить весь авиафлот, который будет списываться до 2040 года. Среди требований к бомбардировщику-2037 называют: передвижение со сверхзвуковой скоростью (сегодня доступно только B-1B), способность ношения ядерного вооружения, возможность дистанционного управления, автономного использование на основе искусственного интеллекта.